четверг, 24 июля 2008 г.

ПРАВОСЛАВИЕ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ

Защита православия издавна считалась первостепенной обязанностью казаков. Сами казачьи войска были п свое время оркшизованы для защиты христиан от иноверце» (имеется ввиду период XVI - XVIII вв., когда в степях una России шла борьба русских и украинцев против татар и турок). Большое значение имела та роль, которую запорожские казаки сыграли во время борьбы украинского народа против поляков. Участие в освободительной борьбе сделало конфессиональную ориентацию запорожцев еще более устойчивой. Одновременно через поляков казаки познакомились с идеологией и организацией западноевропейских рыцарских орденов. Как известно последние были созданы для того, чтобы полностью направить силы и таланты воинов на религиозное служение. Впоследствии, уже на Кубани, царскую службу казаки воспринимали как "дело веры", ведь российский император почитался как верховный защитник православия. В целом защита православия была целью и смыслом существования кубанского казачества. Недаром после отречения государя в 1917 году современники отмечали на Кубани спад религиозности.
В рамках духопно-социальной системы мирового православия кубанские казаки занимали место защитников. На теле церкви казаки были необходимой внешней оболочкой, точно также как монашество является его костяком. Находясь постоянно лицом к лицу с противни ком-и но перцем, казак необычайно остро чувствовал свою принадлежность к защитникам веры. Исповедание православия для подавляющего большинства казаков было священным долгом неотделимым от их воинского служения, верности войску н родной станице. В то же время, многие элементы традиционной казачьей культуры далеко не полностью согласопыпались с христианским учением. (Имеется ввиду гордость, ш-рессивность, унаследованная из языческих времен сакрализация спиртных напитков и их употребления). Все эти особенности находили свое оправдание до тех пор, пока служили укреплению казачьего уклада, который как целое былнаправлен на служение церкви (гордость и агрессивность - есть неотъемлемые признаки воинственности; дружескими пирами очень часто завершались церковные праздники и просто товарищеские встречи казаков, которые способствовали укреплению межличностных связей между казаками). Православие было мощной силой, соединявшей кубанских казаков со всем русским народом. Именно после ослабления религиозности и тесно связанного с нею монархизма на Кубани активизировались "самостийники".
Православие являлось одной из основ поддержания жизнеспособности казачьего социума. Вера питала мужество казаков-воинов. Надежда и помощь свыше, убежденность в будущей жизни, святость мученической смерти - все это укрепляло боевой дух кубанских казаков. Но православие было организующим началом и в гражданской жизни кубанцев. В огромной степени оно способствовало укреплению семейной нравственности, межличностных отношений, общинной солидарности. Православие было организующим стержнем мировосприятия казака. Например, христианские праздники создавали структуру времени: они членили год на ценностно значимые отрезки, обозначали вехи сельскохозяйственного года.
В наше время изучение религиозной составляющей системы ценностей кубанских казаков особенно важно. В связи с появлением в образовательных программах курса "Основы православной культуры" необходимо приближение его к конкурентным аспектам системы ценностей современной молодежи. Это приближение должно иметь цель - максимальное воссоздание традиционной системы ценностей в соответствии с современными реалиями.
Е. В. Белозёрова (г. Армавир)




Комментариев нет: